При разработке образовательной модели HITs учитывались следующие спорные вопросы современного образования:
Подготовка к профессии vs Образование. Как одновременно дать студентам возможность получить развитые профессиональные компетенции (необходимые для старта карьеры) и развить широкий кругозор (для дальнейшего роста)?
|
||
Hard Skills vs Soft Skills. В подготовке программных инженеров основными являются профессиональные компетенции (Hard Skills). Однако, современная профессиональная деятельность невозможна, если у человека полностью отсутствуют компетенции, связанные с коммуникацией и работой в команде (Soft Skills).
|
||
Обучать vs Наставлять. Данный конфликт заключается в разнице между методом, где студент является пассивным элементом обучения (он должен пройти обязательный набор дисциплин, не задавая вопросов) и методом, при котором студент сам самостоятельно выбирает всё, что хочет получить от высшего образования (то, что часто называется “свободной траекторией”). |
В результате долгих и насыщенных (иногда противоречивых) дискуссий, команда HITs пришла к набору принципов, которые стали фундаментом при планировании дисциплин и всей структуры учебного плана:
Learning by Doing
Основную ценность в любой проактивной деятельности составляют люди и члены команды, которые, в первую очередь, готовы действовать и пробовать решать проблемы, даже если им про эти проблемы ничего неизвестно. В связи с этим, основной фокус наших дисциплин направлен на то, что программист обучается тогда, когда что-то делает, а не тогда, когда он прослушал и пересказал лекцию на нужную тему. Если надо найти специалиста в скалолазании, то кого? Человека, который помнит от корки до корки весь учебник, но пытался забраться только на тренировочном полигоне, или человека, который пытался забраться на Эверест и дошёл до середины? Основной упор делается на умение что-то делать, при этом теория служит вспомогательным инструментом. В результате, в большинстве учебных случаев у студентов есть абсолютно легальное право использовать Google и практически любую информацию, которую они самостоятельно (списывание мы яро осуждаем) смогут (ну или должны) найти и применить к текущим задачам, но, зачастую, задания и проблемы для студентов сконструированы таким образом, что просто так их не найти.
Студент - активный участник своего образования
Данный принцип нужно понимать правильно. Нет, у нас в школе нет полной свободной траектории по предметам в любом порядке и последовательности, но мы по-другому подходим к дисциплинам и их содержанию. Во-первых, в абсолютном большинстве предметов работает расширенная шкала оценок, во-вторых, эта шкала определяет не только то, как хорошо студенты выполняют одни и те же задания, но и то, какие задания(или их подпункты) студенты сами решили выполнить.
Постоянное развитие предметов и преподавателей
Как говорится, “за застоем следует регресс”. Следовательно, после каждого проведённого года, в дисциплины вносятся изменения (потенциально, улучшения), как на уровне содержания, так и на уровне правил прохождения предмета. При доработке учитываются следующие факторы:
Случившиеся изменения в профессиональной составляющей дисциплин.
|
|||
Обратная связь, полученная от студентов.
|
|||
Международный опыт и стандарты преподавания аналогичных и смежных дисциплин.
|
|||
Обратная связь от компаний-партнеров на тему подготовки студентов и их уровня. |
Профессиональные правила и среда коммуникации
HITs активно поддерживает инструменты, позволяющие реализовывать дисциплины дистанционно (мессенджеры, среды управления проектами, системы контроля версии, системы для доступа к материалам и прочее...), как в формате смешанного обучения, так и в формате дистанционной работы (в год коронавируса HITs потребовалось 2 дня, чтобы перевести 90% предметов (ну да, с рядом возникли проблемы) в дистанционный формат). Но помимо инструментов, преподаватели активно поддерживают профессиональные нормы коммуникации, которые больше похожи на отношения внутри команды между тим-лидом и джуниором, чем на классические “студент - преподаватель”. Что это означает:
Во-первых, студенты могут задавать практически любые интересующие их вопросы. Например, о смысле данной темы или всего предмета в их подготовке.
|
|||
Во-вторых, оцениваются не студенты, а их работы. Есть расхожая фраза: “Вначале ты работаешь на зачётку, а потом зачётка работает на тебя”. У нас эта фраза не работает в её обычном понимании. Даже условный студент-отличник может некачественно выполнять задания, поэтому оценка определяется на основе качества полученного результата, предыдущие заслуги студента при этом не учитываются. |
Интересно => сложно
По своей структуре предметы и их компоновка готовят студентов к разным ситуациям, которые могут встречаться в профессиональной деятельности. Несколько близко стоящих дедлайнов по разным проектам, меняющиеся и несогласованные требования к заданию, необходимость подстраиваться под расписание “заказчика”, ограничения на стек технологий или форматы отчета и сдачи проекта. Учиться в Высшей IT школе тяжело, но интересно и, местами, весело. Человек, который хочет делать активную карьеру в IT-области, должен знать, как справляться с нагрузками и трудностями и получать удовольствие от их преодоления.
Вышеизложенные принципы стали фундаментом того, что стала делать команда HITs в процессе планирования предметов.
Наша программа работает по структуре “2+2”.
Первые два года студенты проходят через обширный комплекс различных дисциплин, чья совокупная цель - обеспечить достаточно разносторонние навыки из разных отраслей IT. Помимо этого, студенты осознанно начинают выбирать: какой вид деятельности им больше по душе. В результате, те студенты, которые доучились до конца второго курса, делают выбор между 3-мя различными треками:
Профессиональный Это трек, в котором студент делает осознанный выбор в сторону профессиональной стажировки. Т.е. студенты начинают активную профессиональную деятельность, чаще всего, с позиции джуниор разработчика (однако, исключения есть) в какой-либо IT компании(пока г. Томска). Стажировка проходит в формате part-time job, т.е. в общем случае студент выполняет “боевые” задачи компании примерно 20 часов в неделю. Стажировки проходят в наших компаниях-партнерах. Студент, который выбрал данное направление развития, обязан пройти профильное собеседование в компании (т.е. преподаватели школы не влияют на процесс прохождения и результаты собеседований).
|
||
Научный Этот трек для студентов, которые хотят посвятить себя решению сложных задач из различных отраслей знаний. В данном треке студенты, в первую очередь, проводят исследования и(или) решают прикладные научные задачи, используя свои знания из IT. В отличии от профессионального, основное преимущество данного направления - научная свобода, т.е. студент сам решает, какие исследования и задачи стоят его времени, а какие его не интересуют, преподаватели, в свою очередь, поощряют и развивают интересы студентов, обеспечивая научную этику и протокол.
|
||
Инновационный В нашей программе уделено место и IT-стартапам, причем у студентов есть шанс разработать свой собственный. Если студенты смогут убедить инвесторов в том, что их стартап имеет право на развитие, они получают право выбрать инновационный трек. Цель данного направления - довести свой стартап до уровня компании, существующей на рынке и приносящей экономические блага обществу и прибыль владельцам. |